Array ( [method] => get [landing] => 485 [searchValue] => [searchIndex] => search )

Компонентная акустика Focal Polyglass Kit 165 V30

Песня к празднику

Как надо готовиться к празднику?.. Что-что? Затариться спиртным и фейерверками? Ну, в принципе, можно и так, но не только.

Довелось мне как-то оказаться во Франции на день св. Валентина. По части выпивки там, действительно, проблем не было, хотя, как мне кажется, для европейских граждан важнее в праздник нарядно поесть, нежели показательно напиться. По крайней мере в иные предприятия общепита было не протолкнуться. Что же касается фейерверков, то этим озаботился муниципалитет, в стороне от домов они такое устроили, что весь городок освещался с полчаса как минимум. А выпившим и закусившим гражданам ничего не оставалось, как играть в подвижные (и не очень понятные) игры и петь хором песни (непонятные совершенно). Я ещё тогда думал: они их сызмальства знают или специально к празднику учат? Наверное, можно и специально выучить. Особенно когда праздник — свой собственный...

Компонентная акустика Focal Polyglass Kit 165 V30

Компания Focal JM Lab подошла к своему 30-летнему юбилею (который состоялся в прошлом году), как когда-то говорили, с впечатляющими трудовыми успехами. Мы сейчас не станем перебирать «этапы большого пути», не время. Да и потом, видели мы и «Утопию Бериллиум», и акустику попроще, и усилители FP Dual Monitor и Dual Direct, всякое видели. Для нас сейчас важнее, что в ходе подготовки к торжествам французы выпустили юбилейную модель акустики серии Polyglass с окончанием V30. Вот так: Kit 165 V30. По фирменным меркам не очень дорогую, но психологически важную: когда-то именно Polyglass стал первой фирменной инновацией. Первой, но остающейся на вооружении и по сей день. Напомним: Polyglass — это когда на диффузор из целлюлозы нанесено с наружной стороны покрытие из мелких стеклянных шариков в полимерном связующем.

В данной реализации технологии на нижней части диффузора опытный взгляд может заметить кольцевые утолщения, предназначенные для управления жёсткостью конуса. Неизменные пять спиц литого корпуса соединяют верхний обод с магнитной системой. Корпус не совсем лишён звонкости, но, думаю, если бы авторы задались такой целью, они бы его заглушили. Довольно широкий подвес (13 мм) имеет примечательный несимметричный профиль: кривизна его возрастает от периферии к центру. Магнит весьма солидных габаритов 86 х 17 мм окрашен той же дымчатой краской, что и корпус, ну а хромированные детали магнитной цепи трудно не заметить. Первыми это замечают фотографы: у них хром — злейший враг. А нам только на радость. Уплотнительное кольцо на ободе не предусмотрено, комплектная рамка решётки монтируется снизу. Акустические провода подключаются при посредстве всем известных «лопаточек». К звуковой катушке провода идут по второму способу с фиксацией на внешней стороне конуса. Мембрана имеет форму, которая встречается, кажется, только в разработках Focal JM Lab. Это обращённый (вогнутый) купол из магниевого сплава; диаметр по куполу будет 25 мм, по подвесу — 35 мм. Подвес, как видите, для пищалки довольно широкий, а жёсткость его по периферии увеличена за счёт выдавленных на плоскости «точек». К жёсткости подвеса, отметим, это отношения не имеет: в обращённых куполах она задаётся упругим кольцом под плоской частью мембраны.

На сетке пищалки установлен очень небольшой диск без апертуры, форма его у акустики Focal нам прежде не встречалась, видно, ещё один из трудовых подарков инженеров к юбилею родной компании. В состав монтажных принадлежностей входят корпуса для установки на поверхность с разворотом оси твитера на 20/40 градусов. (Как всегда, отсчёт мы ведём от нормали к опорной поверхности.) Кроссовер не потрясает своими габаритами, но выполнен весьма аккуратно и выглядит аристократично. (Кстати, из надписи на упаковке явствует, что акустика изготовлена во Франции от начала до конца. Это понятно: едва ли француз на собственном дне рождения начнёт петь по-китайски.) Здесь две воздушные катушки и четыре конденсатора, три из которых с полипропиленовым диэлектриком. Единственный электролит задействован в цепи Цобеля. В исходной конфигурации формула кроссовера будет иметь вид II Zobel + III. Когда говорится про исходную, подразумевается, что есть и иная. Есть. Переключатель внутри кроссовера даёт возможность уменьшить порядок фильтров на единицу, причём сразу обоих, а не по отдельности. Во втором положении переключателя формула будет I Zobel + II. Не обошлось и без аттенюатора: второй переключатель позволяет установить уровень твитера 0/-3 дБ.

Начинаем слушать. В верхнем положении аттенюатора высокие слегка перевешивают. Тарелки немного обострённые, хотя и очень подробные. Если передвинуть аттенюатор на «-3», тарелочки звучат естественнее, правда под углом 25 градусов им несколько не хватает чистоты, но я бы не решился назвать их замутнёнными. Скрипичная группа в положении переключателя «6/12» оказывает преувеличенный нажим на средние ноты, хотя отчётливо различается каждый инструмент в группе. Если перевести переключатель фильтров в положение «12/18», то акцент смещается вверх, скрипки становятся слишком лёгкими, хотя голографичность инструментов от этого только возрастает. Виолончель выпускает из подчинения какую-то часть окружающего пространства, но сама становится более цельной. Отмечаем очень высокое разрешение по панораме, в частности, во вступлении композиции «Races» коллектива Yello отчётливо слышно, что ударные средства разложены по всему пространству между колонками. Мужской вокал, как и ожидалось, собран и подробен, слышится каждое движение голоса. Сибилянты носят несколько шипящий характер, и, кстати, в положении «12/18» этот эффект заметен меньше. Женский вокал лёгкий и тоже подробный, и лишь нажим на шипящие несколько портит общее впечатление. Контрабас, возможно, избыточно прозрачен, зато легко различается мелодическая составляющая баса. Рельеф бас-гитары передаётся аккуратно, да и атака в порядке. Словом, по части академической точности эта акустика проигрывает своим более пафосным «коллегам», но звучит легко, динамично и красочно. А для праздника это как раз и надо.

  • Максимальная/номинальная мощность
    (по данным изготовителя), Вт 160/80
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 80 — 22000
  • Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88
  • Средний коэффициент нелинейных искажений
    (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,692
  • Коэффициент нелинейных искажений
    (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,66

Теперь можем обратиться к графикам амплитудно-частотных и импедансных характеристик компонентов системы (без фильтров). Из рассмотрения (и осмысления) АЧХ пищалки можно заключить, что её полосу, действительно, хорошо бы ограничить фильтром высокого порядка — у нас это означает 18 дБ/окт. — и хорошо бы, чтобы добротность его была повыше. Почти то же скажем и в отношении мидбаса, только, учитывая пик на верхней границе диапазона и естественный спад выше 4 кГц, можно предвидеть, что избежать провала на стыке полос будет непросто. Высокий резонансный пик импеданса твитера указывает на отсутствие демпфирующей (и охлаждающей) магнитной жидкости в зазоре.

Тут вы можете видеть набор АЧХ системы в варианте с фильтрами низкого порядка — под углом 0/30/50 градусов к оси. Суммарная характеристика несёт узнаваемые черты каждого из компонентов, а провал в районе 2,5 кГц углубляется за счёт взаимодействия излучения головок. Тут мы имеем иллюстрацию того факта, что фильтры низкого порядка, даже когда их параметры выбраны правильно, дают, как правило, более высокую неравномерность суммарной АЧХ. А ещё хочется обратить ваше внимание на то, что форма АЧХ пищалок в пределах угла 30 градусов почти не меняется — так умеют только обратные купола, особенно с толково спроектированным фазовыравнивающим телом. Здесь же мы привели импедансные характеристики системы, как и обычно, фильтры низкого порядка дают в зоне раздела высокий подъём импеданса.


Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки Fs, Гц Vas, л Qts
Мидбас 77,2 8,05 0,618
Твитер 1370 - 1,28

Теперь можем посмотреть, как выглядят электрические характеристики фильтров при работе на реальные головки. Фильтры ВЧ в том и другом варианте низкодобротные, что и обусловило восходящую форму характеристики до самой границы звукового диапазона. Частота среза 7,6/8,3 кГц для фильтра 2-го порядка или 4,8/5,5 кГц — для 3-го. Фильтр НЧ в варианте 1-го порядка имеет эффективную крутизну всего-то 2,5 дБ/окт., частота среза 3,7 кГц. В варианте 2-го порядка частота среза несколько выше — 3,7 кГц. Обратите внимание: резонансный пик «сухой» пищалки вылез на АЧХ фильтра ВЧ, что забавно — только в положении 18 дБ/окт.

На последнем графике показаны те же характеристики, но в варианте с фильтрами более высокого порядка. Характеристики очень похожи на те, что мы видели на предыдущем графике, только уже упомянутый провал (2,5 кГц) стал менее явным и 30-градусная АЧХ выглядит чуть более предпочтительно. Наверное, примерно под таким углом твитеры будет устанавливать разумнее всего.

При установке мидбасов в объём двери полная добротность подойдёт близко к баттервортовскому значению, конкретно — 0,67. Нижняя частотная граница 90 Гц в чистом поле или 78 Гц в салоне. Значения, можно сказать, пограничные, мы считаем, когда граница выше 80 Гц, это уже недостойно «шестёрок». Впрочем, по меркам Focal это довольно басовитые головки, как правило, французские инженеры делают выбор в пользу чувствительности. Можно, в принципе, поместить мидбасы и в ящик меньших размеров: минимальный объём (по частотной границе 100 Гц) 5,0 л.

По части уровня нелинейных искажений здесь полный порядок, у акустики Focal с этим, кажется, проблем и не бывает. Силовой фактор (5,18 Тл м) средневысокий, тогда как «подвижка» довольно лёгкая (12,2 г). Чувствительность системы в целом мы определяли по АЧХ в нижнем положении аттенюатора (оно оказалось предпочтительным), этот показатель по меркам «шестёрок» можно считать средним.

Здесь мы видим характеристики компонентов уже «по воздуху». Частоты среза фильтра НЧ 5,6 (I) или 4,5 кГц (II), но фильтр 1-го порядка, как нетрудно было предвидеть, почти не оказывает влияния на резонансный пик около 4 кГц. Изменение порядка фильтр ВЧ, как можно было предвидеть и по предыдущему графику, сказывается главным образом на уровне отдачи в полосе 4 — 8 кГц, при этом вследствие низкой добротности восходящий характер АЧХ сохраняется и даже усиливается. Для фильтра ВЧ частоту среза можно установить где угодно, поскольку горизонтального участка на характеристике нет, будем считать, что это 4,2 и 5,3 кГц для двух положений переключателя порядка.

Бесплатный совет: 
1. Ориентируйтесь на включение фильтров «на максимум». 
2. Пищалки лучше ориентировать под углом 30 градусов или чуть меньше.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Компонентная акустика 165 мм
КТО
Focal Polyglass Kit 165 V30
ПОЧЕМ
12950 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Низкие искажения во всём диапазоне
Расширенные возможности настройки
Ровная дисперсия твитеров
ЭТО — МИНУС
Существенных минусов не найдено
ОДНИМ СЛОВОМ
Песня к празднику
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 8
Итог 41

Источник: "Компонентная акустика Focal Polyglass Kit 165 V30" Журнал "АвтоЗвук" На ковёр! 03/2010 текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО